В круге Арслана.

В середине 18 века в одном из полков императрицы Екатерины ‌ıı служил русско–прусской Семилетней войны Арслан Полка. Он был любимцем императрицы.

За хорошую службу, после отставки, спустя несколько лет, Екатерина вторая выделила владение участок земли в Пензенской губернии. Губернатор Пензы определил владения в Чембарском и Керенском уездах, указав, что земли будет столько, сколько удастся объехать на лошади за день. Так и определился круг Арслана – шесть деревень: Решетино, Кутеевка, Кикино, Кочалейка, Мочалейка, Кобылкино.

Все они населены татарами, все исповедают ислам.

Переселение людей произошло в 1770-е годы.

Деревни были сначала небольшими, по 17-20 дворов.

После смерти Арслан был захоронен в Телятинском лесу (Каменский район). Его могила – место паломничество татар всех шести сел. Но это предание, документальных подтверждений не имеет. Все шесть сел области: Белинском, Каменском, Пачелмском. И одно из них – наше Решетино, в котором сочетаются старина и современность.

 

 

РЕШЕТИНО

 

    Находится в 30 км. От районного центра Пачелмы, а от станции Титово Куйбышевской железной дороги – в 6 км. Во время четвертой ревизии (1782 г.) в документах было написано: «в деревне   Решетино 289 душ мужского и 326 душ женского пола». В 1826 году в селе была одна мечеть, ее посещало 400 мужчин. В селе было 14 «новокрещенцев». В 1877 году в Решетино было две мечети, два хлебных магазина, три мельницы, одна кузница. В селе жило 693 мужчин, 724 женщин. В конце 80-х, в начале 90-х. В село проложено асфальтированная дорога от районного центра и от города Каменки. Жители села могут осуществить поездки на маршрутных автобусах в вышеназванные места. В этот же период асфальтировались улицы села под руководством Вальшина Р.А. В 2001 году в селе 628 мужчин, 680 женщин. В 2003 году в поселке Чулпан и в селе Решетино насчитывается 1360 человек, в том числе учеников и детей дошкольного возраста – 262 человека, трудоспособного населения - 686 человек, старше трудоспособного – 412 человек. Мужчин – 569 чел. В селе 6 частных магазинов, один медпункт, СДК, средняя школа, одна мечеть, два кладбища, один
частный мясокомбинат, четыре частных холодильных помещений, МТС, АТС, почта.

    В 1925 году мечеть в селе Решетино перестраивают в школу. Школа начальная – 4 класса. В каждом классе было по двадцать человек. В 1933 году школа перешла на семилетнее обучение. Школа была семилетней до 1941 года. В 1941 году началась Великая Отечественная война, и школа перешла снова на четырехлетнее обучение. После окончания войны с 1946 года в Решетино уже две школы. Первая по улице Центральная, начальная школа (4 класса). Другая школа – по улице Школьная с 5-ого по 7 класс. В 1947 году школу возглавил, вернувшись с войны, Бинеев Нурулла Якубович. Классы были а, б, в. Примерно в 1968 году в селе Решетино начинает работу новая 8-летняя школа.

 

 Открытие памятника

 

   Решетино. Декабрь. Начало зимы. Морозный воскресный  день. В белоснежном убранстве село. На деревьях – снежок, серебристый иней. Чистый морозный воздух. И плывет над сельскими просторами музыка военного оркестра. Далеко разносятся строгие марши, плавные, чарующие вальсы, незабываемые мелодии песен военных лет, дорогие сердцу каждого советского человека.

   Все это предвещало главное событие дня – торжественное открытие в Решетине – крупном татарском селе – памятника войнам – односельчанам, погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной войны.

   К 14 часам в центр села, к зданию средней школы, у которого воздвигнут Мемориал в честь воинов – земляков, пришли сотни решетинцев всех поколений, убеленные сединами ветераны войны и труда, многие из которых прошли суровые испытания Великой Отечественной; женщины - их ровесницы – труженицы тыла; молодое поколение – сыновья и внуки ветеранов; сегодняшние животноводы, механизаторы, хлеборобы; юная смена – комсомольцы, школьники.

Они пришли, чтобы отдать дань памяти воинам – землякам,  отстоявшим Отечество, отдавшим жизнь за Родину.

На средства совхоза, заработанные ударным, добросовестным трудом  механизаторов, шоферов, строителей, работников других профессий – всех тружеников хозяйства - построен этот памятник из серого камня, с вечно горящим огнем, с высеченным на постаменте под звездами фамилиями сельчан – защитников Родины, отдавших за нее жизнь.

Торжественный акт в национальном татарском селе начал представитель мусульманской религии – имам – хатыб Касым ага свом словом о погибших, пожеланием здоровья, долголетия и благополучия всем живущим.

Затем праздничную церемонию открыл секретарь парткома совхоза «Решетинский» Р.И.Баткаев. Он напомнил, что  село в годы войны из нашего района было направлено на фронт более восьми тысяч человек, 3505 из них не вернулись домой с полей сражений. В летопись народного подвига навечно вписаны имена шести Героев Советского Союза – пачелмцев. Более двух тысяч пачелмцев награждены орденами и медалями. Среди них есть и решетинцы.

Открытием Мемориала по увековечиванию памяти павших советских солдат, подчеркнул военком, мы умножаем положительный опыт  работы в этом направлении. Пусть дорога к этому памятнику никогда не зарастает травой забвения. Пусть с именами тех, кто отдал жизнь за Отечество в годы страшной войны с фашизмом, всегда лежат живые цветы. Пусть имена отдавших жизнь за Родину будут в памяти народа вечно.

Волнующий момент: право разрезать алую ленточку перед Мемориалом предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны.

Затем перед собравшимися выступил директор совхоза «Решетинский» Р.А.Вальшин.

Объявляется минута молчания. Замерли ряды решетинцев, отдавая дань глубокого уважения памяти героев – земляков.

 

О традиции

  

Наше село богато на различные традиции и обряды. Наиболее распространенный из обрядов – это обряд жертвоприношения. Обычно в жертву приносят барана. Каждый человек может провести обряд жертвоприношения. Суть жертвоприношения заключается в том, что человек жертвует ради того, чтобы в будущем он и его семья были здоровы. А жертву приносят дабы успокоить души умерших. Обряд должен обязательно блюсти человек с большими доходами и баранье мясо раздавать бедным и малоимущим. Кроме того, поздней весной после посевных работ проводится праздник «Курбан – Байрам. Этот праздник состоит из нескольких частей: жертвоприношения, молитва в мечети и семейный обряд на лугу. «Курбан – Байрам» - это просьба у аллаха хорошего урожая. Рассказывают, что был случай, когда решили не устраивать «Курбан – Байрам» и в результате год оказался засушливым и урожая не было. Люди голодали  - почти 2 года, многие умерли. Хотя это было давно, люди помнят и каждый год устраивают «Курбан – Байрам».